Утомление и переутомление детей школьного возраста

Естественным спутником интенсивного и длительного умственного и физического труда является утомление — понижение работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью.

При умственном утомлении появляются признаки истощения функции коры головного мозга и охранительного торможения: ослабляются внимание и память, затрудняется мыслительная деятельность, увеличивается число совершаемых ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Одновременно отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания, обмена веществ. Нарушается поведение школьников: одни становятся излишне подвижными, шумливыми, непослушными, других одолевает вялость, расслабленность, апатия. Лицо приобретает печать усталости или мимического возбуждения.

Утомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности школьника, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить.

Различают первичное и вторичное утомление. Первичное утомление появляется быстро, и с ним без труда можно справиться усилием воли, оно не требует прекращения работы. Вторичное утомление развивается медленно и уже не может быть преодолено по ходу работы. Чтобы его устранить, необходимо прекратить умственную деятельность и отдохнуть.

Основу профилактики первичного и вторичного утомления составляет рациональная организация режима труда и отдыха школьника. Если это правило игнорируется, утомление может перерасти в переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у лиц с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Какие же факторы ускоряют развитие утомления, приводят к усилению его, превращению в переутомление? Как предупредить или ослабить действие этих факторов?

Выдающийся русский физиолог Н.Е. Введенский писал, что люди устают и изнемогают не столько от того, что они много работают, а от того, что плохо работают. Этим ученый хотел подчеркнуть роль нерациональной организации труда в возникновении значительного утомления и переутомления.

Н.Е. Введенский сформулировал пять принципов, которых надо придерживаться, чтобы достичь максимальной эффективности труда и избежать чрезмерного утомления.

1. Следует постепенно «входить» в работу, начинать умственную деятельность с простых элементов, поступательно увеличивая объем и трудность нагрузок.
2. Необходимо соблюдать строгую систематичность и последовательность в умственной работе, тщательно ее планировать.
3. Важно поддержать оптимальный ритм и темп умственной деятельности, которые вырабатываются с учетом индивидуальных возможностей человека.
4. Нужно рационально чередовать труд и отдых, принимая во внимание характер выполняемой работы, степень ее трудности.
5. Велика роль сознательного отношения к труду, глубокого понимания общественной значимости выполняемой работы.

Эти принципы сформулированы очень конкретно, но они не универсальны, ибо рецептов, которые обеспечили бы максимальную эффективность труда и минимальную усталость, нет и быть не может. С первого класса учащийся должен привыкать работать по плану, организованно, выработать с помощью педагогов и родителей режим труда для себя (учитываются умственные и физические возможности ребенка, состояние здоровья, возраст и другие факторы).

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

Мы хотим коснуться и некоторых других сторон жизни школьника, того, что иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда и способствует излишней усталости.

Прежде всего это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. Однако просмотр телевизионных передач младшими школьниками должен быть ограничен во времени. Дети 7—10 лет могут смотреть телевизор не чаще 2—3 раз в неделю и не более 60 минут (при хорошем изображении, на расстоянии 3—5 метров). Школьникам разрешается смотреть только те передачи, которые по содержанию отвечают их интересам. Рекомендуется слабое освещение и хорошая вентиляция комнаты, в которой происходит просмотр телепередач.

Прикованные к телевизору дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни.

Свободное время детей в каникулярные и воскресные дни целесообразно посвящать прогулкам, подвижным играм на воздухе, экскурсиям, полезному труду дома и на пришкольном участке, спортивным играм. Конечно, не исключаются настольные игры, рукоделие, чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, просмотр кинофильмов, занятия в кружках, участие в художественной самодеятельности, в общешкольных мероприятиях и т. д.

Советы родителям

Установите правильный режим дня для своего ребенка.

Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа, 5–7 классе — 10,5 часа, 6–9 классе — 9–9,5 часа, 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».

Правильно организуйте рабочее место школьника

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Не забывайте о правильном питании

Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Отключите компьютер

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами - убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Укрепляйте иммунитет.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.