Телеграм бот: @uzggkb2_bot

Единый день информирования. Август. Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь

  1. Характеристика военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь

По информации Министерства обороны Республики Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток» указывает на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить градус напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.

Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и численному составу. В воздушном пространстве европейских стран фактически на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.

Справочно:

Только за последние два года в Польше и странах Балтии количество ежегодных учений вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза: с 20 до 75. Состав участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.

Одновременно на территории восточноевропейских государств ударными темпами развивается военная инфраструктура, что направлено на расширение возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса в регионе.
В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов, военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.

По мнению военных аналитиков, результаты прошедшего
11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам «холодной войны». По итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных вооруженных сил блока, усиления военного присутствия на т.н. «восточном фланге»,
а также поддержки Украины в вооруженном противоборстве
с Российской Федерацией
.

Справочно:

Коллективное решение стран НАТО об усилении группировки на восточных рубежах до 300 тыс. человек привело к тому, что Польша и страны Балтии взяли курс на усиление вооруженных сил. Активно идут закупки западного вооружения, в первую очередь, американского: боевых танков, реактивных систем залпового огня HIMARS, истребителей 5-го поколения F-35, являющихся носителями американского тактического ядерного оружия.

Варшава, используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».

Справочно:

В текущем году военный бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро, что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021 году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году –
3,1 млрд евро, в 2019 году – 2 млрд евро.

В свою очередь государства Балтии, не обладая необходимым военным потенциалом, основные усилия сосредоточивают на совершенствовании военной инфраструктуры в интересах приема, размещения и обеспечения подготовки войск (сил) альянса, таким образом пытаясь «быть полезными» союзниками в рамках НАТО.

Существенное влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных рубежах нашей страны.

Справочно:

Продолжается масштабная милитаризация украинских рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на подступах к Беларуси 30 противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.

Фактором, усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь, является беспрецедентная по своим масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания. Для достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных организаций и структур.

Справочно:

По замыслу западных стратегов, успешная реализация информационной кампании позволит сформировать благоприятные условия для перехода к ключевой фазе «плана Перамога» – силовому смещению руководства Республики Беларусь. Для этого предполагается подключить боевой компонент, который в настоящее время активно формируется за рубежом, в том числе путем участия в боевых действиях на территории Украины.

Динамика происходящих геополитических процессов указывает на отсутствие возможностей нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в среднесрочной перспективе. Стремление коллективного Запада создать условия для безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует росту напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного противостояния сугубо в военную плоскость.

 

  1. Необходимость принятия Закона Республики Беларусь
    «О народном ополчении» в современных условиях

На встрече с жителями агрогородка Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил:
«Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну».

Принятие данного Закона обусловлено следующими факторами:

во-первых, это создание дополнительных условий для поддержания правопорядка в период военного положения на территориях, которые в наименьшей степени будут охвачены органами внутренних дел и войсками (прежде всего, сельские населенные пункты, отдельные районные города);

во-вторых, предоставление гражданам Республики Беларусь, которые не будут охвачены мобилизационными мероприятиями по различным причинам (возраст, отсутствие требуемой подготовки, по семейным обстоятельствам и др.), возможности участвовать в обороне страны.

17 июля 2023 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель Закона – придать обороне белорусского государства всенародный характер.

Справочно:

Народное ополчение – испытанная и опробованная во многих странах мира модель обороны. Есть много примеров даже в западных странах, когда народное ополчение применялось как основная форма защиты собственного государства. Особенно она характерна для стран с небольшой территорией и небольшой численностью населения.

Например, в годы Великой Отечественной войны именно народные ополчения сыграли важную роль при обороне гг.Ленинграда, Могилева, Москвы.

Закон определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, введенного в административно-территориальных единицах республики. Кроме того, создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным ОВД при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.

В Республике Беларусь уже апробировали порядок действий отрядов народного ополчения.

Справочно:

Пробная тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением определенных заданий была организована
в сентябре 2022 г. в Могилевской области (аг.Лобжа, Климовичский район). Первый отряд ополченцев состоял из 22 человек.

Планируется, что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать мгновенно.

 

  1. Основные положения Закона «О народном ополчении»

В соответствии с Законом участие граждан в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм действий.

Формирование народного ополчения осуществляется на основании указа Президента Республики Беларусь.

Отряды народного ополчения (их количество, структура
и численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач)
формируются на основании решений местных исполнительных
и распорядительных органов
, местных советов обороны.

Справочно:

Планируется, что количество участников отрядов народного ополчения будет зависеть от числа значимых объектов на территории района и их стратегической важности, а также ведутся ли там военные действия или он в тылу.

В каждом отряде народного ополчения назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа добровольцев.
Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности.

Комплектование отрядов народного ополчения осуществляется добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи, и не имеющие препятствий к применению оружия.

Справочно:

По информации Министерства обороны, численность народного ополчения может составить 100–150 тыс. человек. При этом
в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.

Планируется, что для добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.

Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.

По решению местного исполкома, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия
в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы
за работником сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.

Справочно:

В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:

отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы
с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

в отношении которых принято решение об интернировании;

признанные в установленном порядке недееспособными
либо ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.

Отказ (решение об отказе) местного исполнительного
и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит
.

Порядок комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него, извещения нанимателей о зачислении работников в отряды в настоящее время разрабатываются Правительством Республики Беларусь.

Согласно положениям Закона, отряды народного ополчения дислоцируются и выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы.
А добровольцы размещаются по месту жительства.

Общее руководство народным ополчением осуществляется местным советом обороны, а непосредственное – территориальным органом внутренних дел.

В Законе определены полномочия должностных лиц
и государственных органов
:

Президент Республики Беларусь принимает решение
о формировании (расформировании) народного ополчения.

Совет Безопасности Республики Беларусь:

  • вносит на рассмотрение Главе государства предложения
    по формированию (расформированию) народного ополчения;
  • координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и реализации решения о формировании (расформировании) народного ополчения.

Совет Министров Республики Беларусь:

  • организует работу государственных органов и иных организаций при выполнении задач народного ополчения;
  • определяет порядок организации, обеспечения и осуществления подготовки добровольцев к выполнению задач народного ополчения; порядок материального обеспечения народного ополчения.

Министерство обороны обеспечивает отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их выдачи и учета.

Справочно:

Выдача оружия добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи оружия ополченцам: со складов Министерства обороны местным органам внутренних дел, которые, в свою очередь, будут его выдавать проверенным ополченцам-добровольцам по заранее составленным спискам.

Предусматривается, что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие, освоение которого не вызывает сложностей.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь:

  • координирует деятельность государственных органов
    и организаций, органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований
    и военизированных организаций при выполнении задач народного ополчения;
  • определяет потребности народного ополчения в оружии
    и боеприпасах к нему;
  • готовит проект указа Президента Республики Беларусь
    о формировании (расформировании) народного ополчения.

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные советы обороны:

  • отбирают граждан, изъявивших желание стать добровольцами;
  • определяют структуру и численность отрядов народного ополчения, порядок выполнения задач народного ополчения;
  • отбирают из числа добровольцев кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, согласовывают их кандидатуры с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности;
  • извещают нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения;
  • осуществляют формирование и подготовку отрядов народного ополчения в границах административно-территориальных (территориальных) единиц и общее руководство ими в системе территориальной обороны;
  • организуют и обеспечивают выполнение задач народного ополчения, подготовку территории и объектов;
  • определяют объекты инфраструктуры и коммуникации, подлежащие охране и обороне силами отрядов народного ополчения, порядок их дооборудования и охраны;
  • определяют объемы материальных ресурсов для обеспечения деятельности народного ополчения;
  • обеспечивают потребности народного ополчения в материальных средствах и других ресурсах, выделяют для нужд народного ополчения земельные участки (здания, постройки, помещения);
  • устанавливают для отрядов народного ополчения отличительные знаки.

 

Территориальные органы внутренних дел:

  • оказывают содействие в пределах своих полномочий местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны в формировании отрядов народного ополчения;
  • согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей;
  • участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
  • определяют задачи отрядам народного ополчения и координируют в пределах своих полномочий деятельность этих отрядов при их участии в выполнении мероприятий по обеспечению военного положения.

Органы государственной безопасности:

  • согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей.

Местные органы военного управления:

  • осуществляют подготовку предложений местным исполнительным
    и распорядительным органам, местным советам обороны для принятия решений в сфере деятельности народного ополчения, в том числе по комплектованию отрядов народного ополчения из числа военнообязанных;
  • организуют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны отбор граждан, изъявивших желание стать добровольцами, согласовывают их кандидатуры и ведут их учет;
  • участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
  • осуществляют контроль за ведением учета добровольцев.

Законом регламентируются права и обязанности народных ополченцев. При выполнении задач народного ополчения доброволец имеет право:

  • применять физическую силу, применять и использовать оружие
    на условиях и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
  • производить задержание лиц, совершивших преступление
    или административное правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс,
    в соответствии с их компетенцией;
  • требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им задач;
  • оказывать содействие территориальным органам внутренних дел (например, осуществлять досмотр транспортных средств; осуществлять пропуск транспортных средств на охраняемые объекты или территории; осуществлять проверки документов и др.).

Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:

  • соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон
    и иные акты законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека
    и гражданина;
  • выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
  • обеспечивать защиту территории, объектов и населения
    от противоправных посягательств;
  • участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
  • знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
  • оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, представляющем угрозу их жизни и здоровью;
  • оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
    и других неотложных работ;
  • участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
  • исполнять иные обязанности.

В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им обязанностей (в том числе при нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного) предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации.

Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

 

  1. Отличия народного ополчения от войск территориальной обороны

В Республике Беларусь основной силовой составляющей системы обороны являются Вооруженные Силы, предназначенные для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты нашей страны. Их состав позволяет решать наиболее важные задачи, требующие концентрации основных усилий государства по его защите.

Органы внутренних дел и внутренние войска в военное время осуществляют борьбу с преступностью, обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность.

Для обеспечения устойчивого функционирования государственных органов и организаций, объектов экономики, инфраструктуры Республики Беларусь в условиях военного времени формируются территориальные войска, решающие второстепенные задачи в основном в тыловых районах и там, где не ведутся активные военные действия. Комплектование территориальных войск осуществляется военнообязанными, предназначенными по мобилизации.

Справочно:

Задачи территориальные войска выполняют, как правило,
в пределах административного района
, а размещаются они
в специально выделенных для этих целей зданиях и помещениях либо на объектах выполнения задач.

Главной отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск является добровольность участия граждан в обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.

Их количество, состав и задачи определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей административно-территориальной единицы.

Добровольцы отрядов народного ополчения размещаются по месту жительства.

Основной задачей, выполняемой народным ополчением, является оказание содействия территориальным органам внутренних дел
в обеспечении военного положения и поддержания правопорядка
в местах, где они были сформированы (сельсоветах, сельских населенных пунктах и районах отдельных городов).

Справочно:

Народное ополчение будет составной частью территориальной обороны. Задачей территориальной обороны останется защита блокпостов, важных узлов инфраструктуры, а народного ополчения – собственного дома, поселка, деревни и т.д.

В целом отряды народного ополчения создаются для решения второстепенных задач на местах: для охраны общественного порядка и содействия участковым инспекторам милиции; защиты собственности от мародерства и других противоправных посягательств; обеспечения комендантского часа и ограничения движения транспортных средств; ведения разведки, выявления коллаборантов, шпионов и диверсантов и др.

 

****

 

Мы – мирные люди, и для нас нет большей радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать независимость Родины.

Наша страна никогда не была и не будет агрессором, источником зла и насилия. Но мы никому не позволим покушаться на стабильность
и достаток в общем белорусском доме.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на церемонии чествования выпускников высших военных учебных заведений 5 июля 2023 г., «В нашей стране защита Родины была и будет в руках мужественных, сильных духом и отважных людей.
В Беларуси… продолжают совершенствовать систему национальной
и в первую очередь военной безопасности страны»
. Относительно территориальных войск и народного ополчения белорусский лидер заявил следующее: «Требование одно: защитите себя и свою семью».

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
© 2019-2023 Учреждение здравоохранения "Гомельская городская клиническая больница №2" 
246027, г. Гомель ул. Медицинская 7