Цели практики -— улучшение качества жизни пожилых граждан:
- — путем повышения грамотности в вопросах здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
- — развития межведомственного взаимодействия по улучшению общественного здоровья;
- —- создания условий для активного долголетия людей старшего поколения.
Целевая аудитория социальной практики — граждане пенсионного и предпенсионного возраста.
Программы школ активного долголетия ориентированы:
- —- на формирование культуры и принципов активного долголетия у граждан;
- —- обучение граждан практическим навыкам, методам укрепления и сохранения здоровья, снижению негативных последствий гиподинамии;
- —- ознакомление с принципами, потребностями, особенностями питания и двигательным режимом в пожилом и старческом возрасте, физиологическими и психологическими особенностями гериатрических изменений;
- — создание и поддержание мотивации на активное позитивное долголетие;
- — формирование новой среды общения, выявление нереализованного потенциала, вовлечение в общественнополезные формы занятости;
- —- активизацию участия пожилых людей в жизни общества через творческую самореализацию личности;
- — информирование граждан по правовым, медицинским, социальным и другим вопросам.
Активное долголетие складывается из трех базовых компонентов: крепкое здоровье, правильное питание, душевное равновесие. На занятиях Школы активного долголетия граждане старшего поколения обучаются навыкам укрепления и сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни, положительному отношению к жизни, организации активного досуга. На практике все звенья восстановительного процесса сформированы в оптимальные программы-алгоритмы для людей старших возрастов, учитывающие проблемы состояния здоровья и индивидуальные потребности. Реабилитация клиента рассчитана на 21 день и включает санаторно-курортное лечение, программы кинезотерапии и спортивные мероприятия с инструктором ЛФК, культурно-досуговые мероприятия в литературно-творческой гостиной, трудовую реабилитацию и поддержку увлечений.
Реализация данной социальной технологии происходит в несколько этапов:
Предварительный этап — составляются списки граждан с учетом их возраста и социального статуса. Затем специалистами по социальной работе формируются группы, при этом учитываются заболевания, место жительства (город или село).
Первый этап — на данном этапе осуществляется прием клиента у лечащего врача и первичное консультирование у психолога. Целью приема является определение качества жизни, выявление потребностей, определение, прогнозирование ожидаемых результатов от пребывания в Центре.
Психолог определяет потенциальную опасность для здоровья клиента, связанную с возможными психосоциальными трудностями, с адаптацией к изменению образа жизни (уход на пенсию, синдром одиночества, социальная изоляция, недостаточность отдыха и расслабления), выявляет переживания, связанные с семейными обстоятельствами.
Второй этап — осуществляется санаторно-курортная помощь. Клиенты принимают лечебные процедуры — минеральные (жемчужные) или ароматические ванны, лечебные души, сухие углекислые ванны, сапропеловые грязевые аппликации, галотерапию, ингаляции с лекарственными препаратами, минеральной водой, отварами растений, аппаратную физиотерапию, лазерную магнито-терапию, дарсонвализацию, УВЧ-терапию и др. На втором этапе к реабилитации подключаются культмассовые и музыкальные работники. В вечернее время проводятся творческие вечера и встречи отдыхающих, активно развита кружковая деятельность, с учетом интересов граждан организуются концерты, конкурсы, фестивали, работает мастерская трудотерапии.
На базе полустационарных учреждений социального обслуживания все чаще стали создаваться социальные пункты проката технических средств реабилитации, которые обеспечивают нуждающихся в помощи пожилых граждан и инвалидов средствами и предметами ухода на условиях временного пользования. Такие пункты действуют в Еврейской автономной области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Курганской, Калужской, Псковской, Нижегородской, Ленинградской областях.
Третий этап — формирование активной жизненной позиции в процессе оздоровления, правильного представления о болезнях, повышение доверия медикаментозному лечению, самоконтролю за состоянием здоровья.
Программа состоит из 8 занятий (по 40 мин каждое) и включает в себя такие обязательные темы, как понятие о здоровом образе жизни, о вреде курения и чрезмерного потребления алкоголя, основы рационального питания, физической культуры, о правильном приеме лекарственных препаратов, о методах самоконтроля, управлении стрессом. Практические занятия в школе проводят лечащие врачи центра, инструкторы ЛФК, диетсестра, психолог. Обучение в школе способствует закреплению позитивного воздействия всех аспектов проводимых реабилитационных мероприятий, групповое обучение создает атмосферу, уменьшающую чувство одиночества, что особенно значимо для лиц пожилого возраста.
Четвертый этап — заключительный, его цель — проведение анализа пройденных пожилым человеком реабилитационных мероприятий, рекомендации по дальнейшей программе медико-социальной реабилитации по месту жительства. По окончании курса все специалисты дают клиентам практические рекомендации в специально разработанном специалистами центра “Паспорте здоровья” пожилого человека. “Паспорт здоровья” составлен таким образом, чтобы не только передать необходимую профессиональную информацию для специалистов по месту жительства клиентов, но и служить дневником самоконтроля состояния здоровья. В нем на календарный год расписаны графики и таблицы контроля за артериальным давлением, принятием лекарственных препаратов, контроля за массой тела, отеками и др. “Школа активного долголетия” включает в себя систему реабилитационных, профилактических и социальных мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья людей старшего поколения, продления активного периода их жизни, профилактику преждевременного старения, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Блоки программы “Школы активного долголетия” показаны на рисунке.
Обучение проводится по программе учреждения курсом из 8~ 12 занятий для группы из 15—20 и более (если позволяет помещение) человек. Обучение организуется по принципу объединения теоретического материала с практическим (комбинированные занятия). Практические занятия проводятся в виде ситуационных задач, ролевых игр с использованием наглядно-образных примеров, обсуждений, презентационных показов (просмотров видеороликов, видеофильмов, фотоматериалов). В рамках деятельности Школы организовано взаимодействие с учреждениями здравоохранения, культуры, молодежной политики и спорта. Важнейшим направлением работы школ активного долголетия является
Блоки программы “Школы активного долголетия”
пропаганда здорового образа жизни. С целью информированности населения об особенностях жизни в пожилом возрасте, о факторах, влияющих на продолжительность жизни, выпускаются демонстрационные сборники, брошюры, памятки по разным темам, репортажи о занятиях транслируются на местном телевидении.
Результаты социальной практики ".Школа активного долголетия”
Первые пилотные проекты школ показали, что населению это интересно. По данным мониторинга слушателями школ ежегодно становятся пожилые граждане и их родственники.
Большой вклад в деятельность школ активного долголетия вносят учреждения здравоохранения, на базе которых они организуются. Эти занятия способствуют формированию установок на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление психологического здоровья граждан пожилого возраста.
Материал подготовлен на основании интернетисточника:
https://studref.com/577507/sotsiologiya/shkola_aktivnogo_dolgoletiya_tyumenskaya_oblast
НАШИ КОНТАКТЫ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ГОМЕЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №2»
E-mail: http://uzggkb2.by
Приемная главного врача +375 (232) 32-28-09